В ближайшие дни мэр Москвы Юрий Лужков подпишет распоряжение, согласно которому въезд в пределы третьего транспортного кольца большегрузного автотранспорта станет платным. Межрегиональный профсоюз водителей, объединяющий 10 тыс. водителей грузовиков, уже назвал решение московских властей незаконным и пригрозил в знак протеста перекрыть движение на Тверской улице.
Юрий Лужков давно уже задумал запретить въезд большегрузных автомобилей (массой более 8 т) в центр столицы, где из-за них, как не раз подчеркивал мэр, образуются транспортные заторы. Последний раз вопрос об этом поднимался в середине сентября на заседании городского правительства, на котором столичный департамент транспорта и связи представил программу неотложных мер по улучшению условий дорожного движения. Перечень мер, предложенный главой департамента Павлом Златиным, вызвал резкую критику градоначальника. «Вам было поручено к первому кварталу 2004 года разработать политику грузовых перевозок в городе. Где исполнение? Вы должны были еще в прошлом году принять решение по допуску большегрузных автомобилей в пределы третьего кольца. Где решение? Я объявляю вам строгий выговор и ставлю вопрос о несоответствии занимаемой должности»,- заявил тогда мэр.
В минувшее воскресенье столичный градоначальник решил прокатиться на собственном автомобиле по Москве без эскорта милицейских авто со спецсигналами. «Из-за большегрузных машин ему пришлось долго стоять в пробках в центре города,- рассказал "Ъ" пресс-секретарь мэра Сергей Цой о впечатлениях Юрия Лужкова от поездки.- Ведь сейчас грузовики совершенно беспрепятственно, по делу и без дела, въезжают в центр города, создавая тем самым огромные пробки». По словам господина Цоя, это и стало главным аргументом в пользу принятия решения резко ограничить въезд большегрузных автомобилей в пределы третьего транспортного кольца, которое будет подписано до конца этой недели. «Лужков сделает так, что въезжать они будут только по делу и к тому же за большие деньги,- пояснил суть готовящегося постановления правительства господин Цой.- Грузовикам будет просто невыгодно въезжать в центр со всякой мелочевкой: за это будет взиматься такая же плата, как и за провоз большого груза». «Это будет фиксированная плата, но она будет варьироваться в зависимости от важности объекта, к которому направляется груз,- добавил пресс-секретарь мэра.- А собранные деньги поступят в городской бюджет и будут направлены на финансирование городских программ, в частности социальных». Уточнить, на каких именно условиях правительство предлагает тарифицировать доступ в центр, в департаменте транспорта и связи пока отказались. «Решение ограничить въезд грузовиков уже принято, а размер платежей находится на стадии согласования»,- подчеркнула пресс-секретарь главы департамента Мария Проценко.
С резкой критикой инициативы мэра уже выступил Межрегиональный профсоюз водителей, объединяющий 10 тыс. водителей грузовиков. «Внутри третьего транспортного кольца расположено много товарных железнодорожных станций и складов, - сказал "Ъ" глава профсоюза Александр Котов.- Введение платного въезда большегрузного автотранспорта будет противоречить 74-й статье Конституции РФ, в которой прописан запрет ограничивать предоставление товаров и услуг». Господин Котов напомнил еще, что в апреле 1998 года мэрия уже предпринимала попытку установить платный въезд в пределы Московской железной дороги (50 МРОТ взималось за годовой пропуск грузовика, 20 МРОТ - за разовый). «Тогда 4 тыс. профессиональных водителей грузовиков на шесть часов блокировали проспект Сахарова,- продолжил господин Котов.- Все кончилось тем, что Генеральная прокуратура отменила решение мэра и с декабря 2000 года въезд опять стал бесплатным».
Вчера Межрегиональный профсоюз водителей заявил о своем намерении устроить несанкционированную акцию протеста у здания мэрии, если постановление правительства все же будет подписано. «Чтобы парализовать движение на Тверской улице, хватит и десятка грузовиков»,- предупредил профсоюзный лидер.
ЮЛИЯ ОСИПОВА