Ежегодные поборы с автоперевозчиков под видом «платных пропусков на период весенней распутицы» НЕЗАКОННЫ!
На прошедшей в Нижнем Новгороде Первой межрегиональной конференции добросовестных автоперевозчиков одной из «болевых точек» нашей отрасли были названы поборы с транспортников в связи с так называемой «весенней распутицей».
Участники конференции – более 120 руководителей общественных объединений автоперевозчиков, директоры автотранспортных предприятий, частные автоперевозчики – приняли обращение и подготовили «Открытое письмо», в котором требовали от органов государственной власти обратить пристальное внимание на незаконность платных пропусков, на неконституционность ограничений, а фактически – прямых запретов на автомобильные перевозки большегрузным транспортом на протяжении трех весенних месяцев. (Текст «Открытого письма» опубликован в журнале «Дальнобойщик.Rus» №2, 2006, размещен на сайтах www.dalnoboi.ru, www.npops.ru, www.odp1.ru)
Наше обращение было передано в комитет по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ, в антикоррупционный комитет Госдумы, правовую экспертизу «весенних ограничений» проводит Торгово-Промышленная палата РФ. Обращение с приложением образчиков местного «законотворчества», копиями статей о поборах и вымогательствах в журнале «Дальнобойщик.Rus» направлены в Прокуратуру и Минюст РФ.
Особо отмечалось, что все это происходит на фоне колоссального роста коррупции на дорогах – как федеральных, так и общего пользования – именно в этот период. Все мы – и руководители предприятий, индивидуальные владельцы коммерческого транспорта, водители автопоездов, прекрасно знаем, как деньги, под принуждением и прямыми угрозами выкачанные из нашего бюджета, оседают в карманах чиновников всех мастей и уровней, и в какие суммы выливаются эти поборы…
Действия региональных и местных властей, в нарушение действующего законодательства издающих постановления, приказы и распоряжения, ограничивающие права грузоперевозчиков и грузоотправителей, дробящие единую территорию страны на «удельные княжества» со своими местными указами – противозаконны.
Опыт нашей борьбы с местными поборами свидетельствует: только в единичных областях и городах постановления принимаются в соответствии с существующим законодательством: то есть как минимум с составлением актов о состоянии дорожного покрытия и обязательным указанием объездных путей аварийных участков для грузового транспорта.
В подавляющем большинстве случаев система выстраивается примитивно и тупо: дорога – пост – «не заплатишь, не проедешь»!
В каждом регионе действуют свои, взятые с потолка, характеристики ограничений: где ограничивается транспорт по нагрузке на ось в 6 тс, где запрещается движение автомобилей с полной массой более 10 тонн… Такая же чехарда твориться и с навязанной автотранспортникам продажей «платных пропусков». Понимая, что впрямую вводить новые налоги и сборы чревато общением с прокуратурой, местные чиновники, пытаясь обезопасить себя, в своих постановлениях перепоручают взимание денег с автоперевозчиков кому угодно – от дорожников и городских отделов жилищно-коммунального хозяйства, территориальных управлений по благоустройству, до контор типа «Рога и копыта», вынуждающих вносить водителей при проезде по дорогам общего пользования «добровольные благотворительные взносы» безо всякой отчетной финансовой документации…
И в завершении – наше отношение к проблеме в целом. В первую очередь мы, автотранспортники, заинтересованы в нормальных дорогах: в должном качестве строительства, ремонта и эксплуатации. Но мы не можем безучастно смотреть, как под видом «сохранности дорожного покрытия в период весенней распутицы» чиновники перекладывают всю ответственность с дорожников на автотранспортников, цинично плюют на законы, поощряют рост коррупции, разрушают территориальную целостность государства.
Вопрос «весенних ограничений» – в первую очередь вопрос контроля за качеством строительства и содержания дорог. Дорожная отрасль давно считается «черной дырой», где бесследно исчезают сотни миллионов наших с Вами денег. То есть и без того урезанное бюджетное финансирование дорог (журнал «Дальнобойщик» №8`2005 №2`2006, материалы этого номера), доходя непосредственно до этапов «ямочно-дырочного ремонта», либо используется нецелевым образом, либо разворовывается.
Мы – за качественные дороги! Но причина раздолбанного асфальта – не всегда «большегрузы» и не «весенняя распутица», а отсутствие действенного, эффективного контроля за качеством строительства и ремонта дорог. И – отсутствие у чиновников страха перед законом!
Мы не призываем перекрывать дороги и объявлять «транспортный бойкот» городам, где введены «ограничения». На нынешнем этапе с беззаконием вполне эффективно можно бороться силой закона. Достаточно заполнить заявление отправить его в прокуратуру, арбитражный суд! От количества Ваших заявлений будет зависеть, насколько быстро до местных чиновников дойдет – беззаконие вокруг «весенних ограничений» автотранспортники терпеть больше не намерены!
Таким образом, в п.3 Правительство прямо подтверждает: на сегодняшний день действующих «нормативных правовых актов», устанавливающих порядок временного ограничения на период «весенней распутицы», нет, и их только предстоит разработать и подготовить для принятия!
Прошлогодние приказы и распоряжения Минтранса не проходили экспертизу в Минюсте и не вступали в действие в законном порядке! То есть оснований для «весенних ограничений» на федеральных трассах не существует в природе!