Представительства Центральный совет Вступление в профсоюз Cоздание подразделения профсоюза Форум F.A.Q. Контакты
                       
     
История профсоюза
Официальные заявления
Пресса
Акции
Регистрационные документы
Сотрудники профсоюза
Карта сайта












  Экспедиция ТРОФИ-2005

Андрей БОЛОТОВ,
профессиональный водитель, руководитель автотранспортной компании.

  Он едва ли предполагал, что ему когда-либо доведется участвовать в спортивном трофи-рейде на внедорожниках через всю Россию:  «До «Кати» (Екатеринбург), я еще на КамАЗе хаживал частенько, европейскую часть всю объездил, до Мурманска поднимался. Но за Уралом не был... И когда друзья предложили войти в состав команды,даже не раздумывал – такой шанс выпадает один раз в жизни! Не за призом, в принципе, ехали. Главное было – себя проверить…»

 

   Первая в истории международная гонка-приключение «Экспедиция-Трофи» задумывалась и была проведена ее организаторами как мощное амбициозное мероприятие: 12000 километров от Мурманска до Владивостока через 25 областей, 7 республик, 3 края, специальный железнодорожный поезд «Экспедиция», съемочные группы, вертолеты…


   Гонка была разбита на 7 этапов, включала 4 внедорожных спецучастка: в Петрозаводске — на льду Онежского озера, в пригороде Екатеринбурга, на льду Байкала и Амура. Необходимо было пройти 100 стационарных контрольных пунктов. В качестве главного приза выставлялось 10 килограммов золота. По сложности маршрута «Экспедиция-Трофи» превзошла все известные ранее трофи-рейды и, говорят, войдет в Книгу рекордов Гиннеса как самая протяженная зимняя гонка в мире по территории одного государства. К слову, проект «Экспедиция-Трофи» претендует на место в Книге Рекордов по пяти номинациям.

   Когда прошла информация об организации этой гонки, первый, кого она зацепила, был Алексей Волков, наш капитан, мой друг по школьной и студенческой (МАМИ) скамье. «Наш» – потому что команда у нас существует больше десяти лет. Правда, не гоночная. Вначале это был коллектив туристов-водников. Сплав по рекам на плотах, чтоб было понятнее. Название «Faster Than Light» (Быстрее света) – наш девиз на протяжении последних 13 лет. Мы неоднократно принимали участие в международных соревнованиях по водному туризму, прошли много серьезных рек, завоевали множество трофеев в соревнованиях, было у нас даже первое место в чемпионате. России по сплаву в Высшей категории сложности.


  Река – та же дорога, где главное – дух единой команды, сплоченность, уверенность в товарищах, упорство, упрямство и хорошая спортивная злость. Средство передвижения – джип или плот, особой роли, в принципе, не играет, тем более что с техникой большинство из нас «на ты». Владимир Виноградов — бессменный лидер, как на воде, так и на земле. Опытный водитель, участник пробегов «Трофи-Ладога». Алексей Мурашов – великолепный штурман. С автомобилем много лет связан по работе: сначала занимался авторемонтом, ныне – водитель. Участник пробегов «Трофи-Ладога». Алексей Волков – капитан команды и инициатор участия в Трофи, один из организаторов экспедиции Великий Шелковый Путь (1991 г.). Людмила Волкова – жена Алексея Волкова, участница многих совместных путешествий, ну, и я – всю жизнь с машинами…


 По условиям соревнований, команда выступает в составе шести человек на двух машинах. Внедорожник нашего капитана Toyota Land Cruiser 80 у нас уже был. Было пять человек, согласившихся принять участие в этой авантюре.
Шестой член команды, Алексей Одиноков, на Land Cruiser 105, программист-компьютерщик по своей основной специальности, откликнулся на наше объявление, размещенное в интернете. После первой же встречи с ним определились – «Наш человек, подходит!». Кстати, его навыки и опыт в обращении со всеми электронными приблудами типа GPS, спутниковой связи и компьютеров не раз нас очень сильно выручали…

Короче, комплект. Можно ехать!

   На старт в Мурманске вышли 36 команд. Россия, Украина, Прибалтика, Казахстан… Большинство – профессиональные спортсмены с сильной спонсорской поддержкой, на специально подготовленных машинах. Таких «самодеятельных» команд, как наша, было немного: участие в пробеге – удовольствие-то, честно говоря, недешевое…
Меньше всего «Экспедиция-Трофи» была похожа на обыкновенную гонку на скорость.
Да, за отведенный на каждый этап период времени надо было покрыть определенное расстояние, но при этом обойти так называемые «мертвые зоны», въезд в которые запрещен, отметиться на контрольных точках – в качестве доказательства пребывания там нужны были фотоснимки автомобиля и членов команды на фоне дорожного указателя, вывески сельсовета и тому подобное… Помимо уверенного вождения автомобиля требовалась серьезная навигаторская подготовка – ориентирование производилось по системам GPS.


Большая часть нашего маршрута, ну, скажем, на отрезке между Москвой и Екатеринбургом, напоминала следы собаки, которая на охоте носится вокруг своего хозяина – пока он проходит по прямой километр, она вперед-назад, влево-вправо наматывает все пять. Контрольные точки находились между федеральными трассами: Муром, Арзамас, Димитровоград, Златоуст, Краснокамск. А по тем дорогам особо не разгонишься… Учитывалось и время, и количество собранных контрольных пунктов. И счет перед «Катей» шел даже не на часы – на минуты…


 Что делало рейд непредсказуемым, так это условия прохождения этапов. Баллы за предыдущие этапы не суммировались. То есть, каким бы ты героем не был вчера, если сегодня пришел последним – все, команда вылетает…
У нас, кстати, каждый дорожный этап становился своеобразным этапом в нашем собственном отношении к гонкам. Честно говоря, глядя на конкурентов, свои способности мы оценивали весьма скептически: ну куда нам против таких команд тягаться! Однако прошли первый внедорожный участок в Петрозаводске, когда надо было со льда выбираться на крутой берег – мама родная, мы в десятке лидеров! Питер-Москва – мы тринадцатые в списке! Настроение еще лучше! Дойти до Екатеринбурга было пределом мечтаний – однако и там мы оказались в зачетной группе! Красноярск – мы снова в серединочке… А выбывали команды очень сильные, очень… У кого-то матчасть отказывала, у кого-то нервы не выдерживали, кто-то, как, например, прибалты, после сложного участка просто рукой махнули – «Все, хватит с нас этого русского экстрима!». Перенапряжение и усталость временами были просто зверские, я на «дальнобое» такого не испытывал… Ну что говорить, если на всяких-разных встречах-банкетах в крупных городах по ходу маршрута после всех торжественных приемов водку мы пили, как воду – не брала уже, и отрубались с одной мыслью – просто выспаться, и ни хрена больше от жизни не надо…


 Однако после Байкала, когда осталось 14 команд, пришлось крепко задуматься: е-мое, участников все меньше, а мы-то держимся! Чем черт не шутит! С такими волчарами на равных идем, на отдельных участках к финишу третьими приходили! Алексей Волков тогда произнес коронную фразу: «Все, мужики, отступать некуда, играем на все деньги!» То есть вперед по полной программе, не жалея ни себя, ни машины…

    Впечатления тех двух недель просто невозможно втиснуть в несколько журнальных страниц. Как плутали по тайге, как за двадцать минут перекидывали накрывшиеся амортизаторы, как выдергивали улетевшие с трассы внедорожники, как трещал лед под колесами, как движок молотил на последних каплях масла-«синтетики», а его ближе пятисот километров просто в природе не существует, – это отдельная песня. Кстати, насчет песен. На Байкале организаторы экспедиции устроили настоящее ледовое шоу. И у многих просто головы посносило, когда они мутными от усталости и от водки глазами узрели на сцене… Кого б вы думали? «Бони М»! Настоящие! Когда был Олег Митяев – это нормально. Когда Николай Дроздов нас на льду Байкала встречал – тоже вроде ничего. Но «Бони М»!.. Иных потряхивать начало – думали, уже белая горячка подкралась…


В общем, забавных вещей тоже хватало, как без этого… Только крепче всего в памяти отложилась все-таки дорога. Двенадцать тысяч кэмэ – не шутка…

    Меня после рейда не раз спрашивали: как я, водитель-дальнобойщик, чувствовал себя среди спортсменов-автогонщиков? Да нормально чувствовал. Уверенно и спокойно… Все-таки это разные вещи. У них гонор, азарт, наглость такая молодая, настрой на один рывок – и чтоб сразу победа. А здесь не рывок – здесь две недели в пути… А на такой протяженной трассе не опаздывает тот, кто не торопится… И рассчитывает исключительно на собственные силы.  


  На этапе между Питером и Москвой надо было добраться до Москвы, минуя так называемые «запретные зоны». Красным цветом была очерчена практически вся питерская трасс. То есть по прямой не пройти. От Питера команды разбежались кто куда: кто-то через Череповец-Рыбинск, кто-то через Гдов - Великие Луки – Ржев - Волоколамск. Мы, в отличие от других, не кинулись сразу, а часа полтора над картой просидели, прикидывали, как быстрее и спокойнее добрать будет. Решили идти через Великие Луки – Ржев. Я в свое время там частенько мотался на фуре, места эти и все тамошние объезды и «козьи тропы» назубок выучил. И вот ситуация. Нормально прошли маршрут, и по времени вроде укладываемся. Проскочили Зубцов, Погорелое Городище, Шаховская впереди. А по Шаховской проходит «часовая зона»: попадаешь туда (а тебя организаторы четко отслеживают по навигационной системе) – обязан час отстояться. Объясняю ребятам: «Смотрим на ситуацию реально. Шли вроде неплохо. Нам что, час времени помешает? Отстоимся, отдохнем, покушаем, машины подшаманим – на одной аккумуляторы растрясло, запашок такой электролитный из-под капота... Согласны?» Ну, давай! Отдохнули, перекусили, отстояли час. И только трогаемся – подлетают на стоянку машины команды «Северный дозор». Машины – ураган, «Крайслеры», мощи в них – немеряно, нас на ста двадцати обходили, как стоячих… Ну вот. «Дозорные», были жутко гордые, что обошли эту самую «часовую зону». Глаза красные, с ног валятся, но счастливые – крутились через Нелидово, через Вязьму, намотали 200 с лишним километров, ни минуты не стояли...    

   

    Спрашиваю у них – а по времени сколько? Без пяти минут два часа потратили… Вот и результат…

  Мы к Москве подкатывали более-менее спокойные и отдохнувшие, а они, как я понял, уже на пределе…
Здорово выручала радиосвязь. Врубаешь на «15Д» – и скачиваешь всю информацию по трассе, знаешь, что впереди творится… Во всяком случае, по европейской части России здорово выручало…. А на перевалах, в горах… Ползут фуры впереди по узкой дороге: ребята, пропустите, пожалуйста, очень торопимся. Рыбак рыбака, как говорится… Общались очень по-доброму, и во многом это и помогало, и поддерживало…

Сильно выручили нас дальнобойщики на отрезке Чита – Хабаровск. Ага, та самая дорога, которая вроде есть, но которой нет…
  От Читы выезжали в такой мороз, что аж воздух звенел. Останавливаться, из машины выходить реально страшно было… Прошли обжитые места – и начинаются какие-то лунные пейзажи: груды камней выше крыши, техника работает, фары светят, а дороги как таковой нет. То есть GPS показывает, что нам прямо, типа, дорога-то есть. А ее по факту нет. А многие команды, купившись на накатанную колею, ушли в поворот на Нерюнгри и Якутск… Пытались выяснить у дорожников, у них ответ стандартный: «Да мы-то откуда знаем? Нас здесь высадили месяц назад, вот и ковыряемся…» Ладно. Задаю другой вопрос – а где здесь транзитники отстаиваются? Да вот, километров десять отсюда, под сопкой. Подъехали. Ночь. Стоят контейнеровозы, бензовозы, «Уралы», КАМАЗы, бортовые машины. Сначала мужики прикалывались над нами – а, это те, которые за золотом гоняются, потом рассказали, как и куда двигать: «Поднимаетесь на сопку – вот так, потом вот так, там свернете, вдоль хребта, ну, и дальше на джипах вроде должны прорваться». Все, понял, спасибо!


 Направление есть – выдвигаемся. Правда, без GPS теряем дорогу, идем по какой-то речке, попадаем в наледь, машину накрывает водой, все это тут же замерзает ледяной коркой – адреналин запредельный! За сопку заезжаем – на обочине к дереву присобачен кусок оргалита, и мелом стрелка – «Хабара». Ни встречных, ни попутных. А откуда они возьмутся на зимней лесовозной дороге? Рассветать начало. Проехали какой-то заброшенный поселок. Смотрим, на опушке – АЗС, только с нашей стороны к ней подъезда нет. По целине, напрямую, пробились. А там уже цивилизация: стоят «японки», перегонщики заправляются, все нормально. Пытаемся выяснить, как и чего, и нам объясняют, что мы, оказывается, вслепую срезали дугу километров в восемьдесят, той дорогой, по которой «нормальные люди не ездят»…


 На том же отрезке Чита-Хабаровск был еще один забавный эпизод. Дорога никакая. Только для вездеходов. Тащимся, ребята смотрят – на перекрестке стоит шестисотый «мерин». Как он туда забрался: уму непостижимо – каменюки на дороге с голову размером. Сидит в нем парнишка быковатого вида, тормозит машины: «Давайте, – говорит, – мужики, выпьем!» Да нет, отнекиваются наши, не можем, гонка и все такое… И его реакция: «Тьфу, мать вашу, уже пятый проезжает мимо, а выпить не с кем… Тоскливо мне… Может, вам чем помочь надо? Не? Ну и хрен с вами, катитесь!» – и прямо из горла водку хлоп-хлоп-хлоп…


 После Хабаровска надо было «взять точку» в Благовещенске — найти и отметиться в местном филиале «Авторадио». Оттуда наш капитан вылетел слегка ошалевшим – получалось, что мы идем четвертыми!
Увы-увы, на все воля случая… На последнем этапе, уже перед Владивостоком, вторую нашу машинку ребята ухитрились перевернуть через голову… Не могу сказать, чтобы мы по этому поводу совсем сильно убивались. Обидно, что были ляпы, повлиявшие на общий итог соревнований. Так у других их было еще больше. То, что мы, практически неподготовленная команда на серийных (не подготовленных специально, как другие!) автомобилях, преодолели все этапы, дошли до финиша и серьезно спутали карты спортсменам-профессионалам и организаторам, капитально поджали группу лидеров – это уже кое-что! Здесь речь уже не о деньгах и призах – о собственной самооценке и самоуважении. Мы смогли это сделать: пройти всю Россию с Запада на Восток, дойти и удержаться в финишной линейке!


 А после «Экспедиции-Трофи 2005» будет еще «Экспедиция-Трофи 2006». Летом и осенью обещают проводить отборочные туры… Если честно, буду искать варианты на участие в следующем году… Есть в жизни вещи, которые стоят дороже денег! Или я не прав?

 
По всем интересующим Вас вопросам, Вы можете обратится в ЦС Профсоюза, расположенный по адресу:
г. Москва, Окружной проезд, д. 16, офис 223 тел. +7 (903) 721-70-52, e-mail: profsouz@mail.ru
Председатель ЦС МПВП: Котов Александр Владимирович
Реквизиты профсоюза водителей профессионалов:
105118. Москва, Измайловское шоссе, 6-104
Телефон: +7 (495) 721-70-52
ИНН 7719176831 ОКПО 49317352
 
 
Поддержка сайта ИА Медиатрон